Мастер-класс " Рисуем пластилином"
13 октября 2017
Мастер-класс «Рисуем пластилином»
Мастер-класс для родителей.
Цель: дать родителям знания о пластилинографии,как нетрадиционном способе рисования.
Материалы и оборудование:
плотный картон ;
набор пластилина;
влажные салфетки для рук;
доска для лепки;
стека.
Ожидаемый результат:
применение участниками мастер-класса техники «пластилинография»в работе с детьми;
создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;
План.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1.Теоретическая часть.
Воспитатель: – Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс – это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все, чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.
По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
— Чем любят рисовать ваши дети?
Ответы родителей.
Воспитатель: — Каждый из вас знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданные формы. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись может стать необычным решением задачи творческого развития детей.
Такое необычное рисование носит название «пластилинография»
(Показ картин, выполненных в технике пластилинографии)
Пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
В работе лучше всего использовать яркий, мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином цветочек. Начну работу со стебелька. Возьму кусочек зелёного пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к стебельку цветка на картонке, равномерно прижму и расплющу на основе. Для листика возьму маленький кусочек зеленого пластилина и скатаю небольшую колбаску, приложу её к середине стебелька и расплющу в разные стороны. Теперь приступим к самому цветку. Возьму кусок жёлтого пластилина, скатаю шарик, приложу в центр цветка. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всему кружочку. А теперь беру пластилин красного цвета, разделю его на несколько частей. Из каждой маленькой частички пластилина скатаю шарик, сплющиваю его, прокладываю к лепесточкам и распределяю равномерно. Цветок готов.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый — смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй — взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, и стеками.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Практическая часть.
Загадаю вам загадку:
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце!)
— Приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком.
Этапы изображения:
Вам понадобится картон голубого цвета, пластилин желтого цвета, доска для лепки, стек.
Делим кусочек пластилина пополам, из одной половинки раскатываем шар и сплющиваем его, прикладываем его к картону, слегка нажимаем, равномерно распределяем по всему кругу;
Из второй половинки лепим лучики, прикладываем вокруг круга.
Украшаем солнышко по вашему усмотрению (глазки, носик, рот).
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
Чтобы картина во время работы не деформировалась, в качестве основы следует использовать плотный картон;
Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен;
Предоставлять детям больше самостоятельности;
Не критиковать неумелые действия детей;
Поддерживать стремление детей добиваться лучшего результата в своих работах;
Осуществлять строгий контроль за осанкой детей.
3.Заключение:
Воспитатель: — Уважаемые родители! Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира. Самое главное в работе — сделать так, чтобы душа у ребенка радовалась полноценному творческому процессу.
Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины!