Мастер- класс с педагогами
14 апреля 2020
СЛАЙД № 1
Добрый день, уважаемые коллеги! - Я, Нечаева Ольга Александровна воспитатель детского сада № 3 «Ласточка», рада приветствовать вас на мастер-классе «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Наш мастер-класс я хотела бы начать с высказывания Конфуции «что я слышу - забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю - я понимаю»
СЛАЙД 2
Цель данного мастер класса представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
СЛАЙД 3
При решении данных задач, для меня важно передать педагогический опыт работы с детьми путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
И надеюсь, что сегодняшнее мероприятие заинтересует вас и будет полезным при работе с детьми.
Слайд 4
Все дети любят проводить эксперименты. Им интересно
« Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?»
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Практическая часть.
И я предлагаю вам принять роль детей и выполнить эксперименты.
А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется …, а как она называется вы мне подскажете, отгадав загадку:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу …(Золушка.).
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
Воспитатель: А вот задание мачехи наиболее сложное.
Воспитатель: Давайте вспомним, что должна делать Золушка?
Воспитатель: А вы знаете, что такое «лавовая лампа»? (если скажут «нет»: а хотите узнать, и помочь помочь золушке ее сделать?).
Воспитатель: А как ее делать?
Воспитатель: Выполнить это задание нелегко, но я вам помогу, если вы позволите. Лампу мы с вами сделаем в большом стакане.
Воспитатель: А для начала возьмем один маленький стакан, нальем в него воды (немножко полный), добавим пищевой краситель, хорошо перемешаем, добавим ложечку соли, хорошенько все перемешаем.
Воспитатель: Перемешивайте аккуратно, чтобы жидкость не расплескалась.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Ответы детей: У меня вода окрасилась, стала зеленого цвета.
Воспитатель: А у вас? Каким стал раствор у вас? (обращаю внимание, что у всех раствор получился окрашенным и насыщенным, легко растворился краситель и соль).
Воспитатель: Берем второй стаканчик, наливаем в него из кувшинчика растительное масло. Масла должно быть столько же, сколько цветного раствора. Наливаем аккуратно, придерживая пустой стаканчик.
Воспитатель: Раствор из первого стаканчика еще раз перемешаем и переливаем в большой стакан. У всех получилось перелить аккуратно?
Воспитатель: А теперь берем конус, прислоняем его к внутренней стенке стакана под наклоном и аккуратно переливаем масло в большой стакан так, чтобы масло стекало по стеночке стакана. Не торопитесь вынимать конус, пусть масло с него все стечет в стакан. Что у нас получилось? На что это похоже?
Воспитатель: Но наша задача какая? – (сделать волшебную лампу).
Воспитатель: Как можно это сделать? (выслушиваю предположения и гипотезы).
Воспитатель: Можно сделать световую лампу. Взять таблетку из упаковки, опустить целиком, можно разломить ее на несколько кусочков и эти кусочки опустить в стакан.
Воспитатель: Что вы видите? А что у Вас получилось? Как Вы думаете, почему у всех нас получился разный эффект от добавления таблетки в раствор?
- Вам нравится? Интересно? Посмотрите, наша лампа ожила!
Скажите пожалуйста, вода это что? (растворитель, жидкость). А растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
- Жидкость.
- Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему? Какой можно сделать вывод? (Выводы и предположения участников эксперимента).
Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло).
- Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Опыт по превращению жидкостей в лавовую лампу предполагает участие в нем родителей и детей.
Следующее задание золушки « Вырастим кристалл с помощью медного купороса»
Воспитатель: Как вы думаете можно вырастить кристалл?
Ответы детей:
Воспитатель: Где применяют медный купорос?
Воспитатель: применяется в садоводстве и подходит для лечения и профилактики множества заболеваний растений, в том числе заражения некоторыми насекомыми-вредителями.
Медный купорос имеет вид кристаллического порошка голубовато-синего цвета. При длительном контакте с воздухом кристаллы медного купороса бледнеют вплоть до светло-серого цвета, но на качество порошка это не влияет – при замачивании вещество возобновляет голубой цвет.
Воспитатель: Возьмите стаканчики пустые и положите в него 5 ложек медного купороса. Потом налейте водички в стакан. И помешайте.
Воспитатель: Какого цвета окрасилась вода?
Ответы детей:
Воспитатель: А сейчас возьмите палочку, верёвочку . На палочку завяжите верёвочку и опустите в свой стакан. Через некоторое время вырастить кристалл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые коллеги мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-классе. Хочется его закончить словами: «Никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил»
. И если вам вам была полезна данная информация пожалуйста, обозначьте свою позицию, используя смайлики.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу.